Роды и беременность в Польше        13 января 2021        2781         1

Ведение беременности в Беларуси и Польше: субъективное сравнение

Ведение беременности в Беларуси и Польше

Всё в порядке или есть осложнения? Достаточно ходить в поликлинику или нужно лежать в больнице? Буду рожать сама или неизбежно кесарево сечение? Так сложилось, что первые и последние месяцы беременности я провела в Польше, а «середину» – в Беларуси. И ответы на одни и те же вопросы в разных странах были разными.

Я не буду вдаваться в подробности, о чём именно могли бы поспорить беларусские и польские врачи при ведении моей беременности. А расскажу, насколько разным был для меня этот опыт в Беларуси и Польше.

Но сразу хочу предупредить: нет смысла читать только «польскую» часть. Она может быть интересна лишь в сопоставлении с предыдущей историей. Чтобы оценить масштаб различий, стоит прочитать всю статью.

Прошу учесть, что я описываю исключительно свой опыт и на основательное сравнение систем здравоохранения в двух странах не претендую.

Беларусь. Гродно

В женской консультации, где я три месяца стояла на учёте по беременности, наверняка меня запомнили надолго. Я же этот период, наверно, не забуду никогда.

Специалист по невынашиванию беременности и таблетки для профилактики

…20-ая неделя беременности. Я чувствую себя отлично. Иду на второе УЗИ и узнаю пол своего малыша. Казалось бы, только радуйся. Но нет. На УЗИ находят проблему. С ребёнком она не связана, но есть вероятность, что при определённых условиях из-за неё придётся делать кесарево.

Для меня это не новость. Меня уже предупредили об этом в Польше. Но в Беларуси предупреждением не ограничиваются.

Беременность признают протекающей с высокой степенью риска и направляют меня для дальнейшего наблюдения в центральную городскую поликлинику – в кабинет по невынашиванию беременности.

И описки здесь нет. Именно так говорят врачи. Именно такая надпись красуется и на самом кабинете: «Специалист по невынашиванию беременности». Я понимаю, конечно, что имеется ввиду по профилактике невынашивания. Но считаю, что абсурдно сокращать название таким образом.

На первом же приёме «специалист по невынашиванию» выписывает мне гору таблеток.

– Зачем они мне? – спрашиваю.

– Для профилактики.

На второй приём прихожу, чтобы написать отказ от «профилактических» таблеток, а заодно и от наблюдения в кабинете со странным названием. Я хочу свою беременность выносить. Специалист по невынашиванию мне не нужен.

Направление к психиатру

Возвращаюсь в женскую консультацию по месту жительства. Знаю: мне не обрадуются. Я уже и там успела написать, как минимум, один отказ (точно не вспомню, с той поры прошло почти два года).

Предчувствие меня не обманывает. В консультации удивлены, что я не захотела наблюдаться в «кабинете по невынашиванию». Считают, что я отказалась от привилегии. Не знаю, правда, в чём она заключается. Во всяком случае я не увидела никаких преимуществ во время приёма.

Вспоминают, что я встала на учёт на 16-17-ой неделе беременности (незадолго до этого я вынужденно приехала в Беларусь из Польши). Говорят, что выпишут мне направление к психиатру.

– У вас есть основания подозревать у меня какие-то проблемы? – удивляюсь я.

– Вот сначала на учёт не становятся. А потом новорожденных на мусорках находят.

Говорю, что к психиатру не пойду, и прошу не рассказывать истории, которые ко мне не относятся.

– Вы, конечно, можете отказаться. Вы от всего отказываетесь, – говорят мне. И добавляют: – Может, вы в секте?

– Нет, у меня просто есть свое мнение.

– В нашей стране не может быть своего мнения.

«Лучший узист» в городе

Третье плановое УЗИ решаю пройти платно в городском перинатальном центре. Хочу услышать мнение ещё одного специалиста. Да и что греха таить – получить фотографию своего малыша.

Спрашиваю у подруги, к кому она посоветовала бы обратиться, и ищу информацию в интернете по запросам наподобие «лучший узист». Подруга и интернет во мнении сходятся и предлагают мне фамилию одного и того же врача.

После обследования, уже вставая с кушетки, спрашиваю про свою проблему. Оказывается, врач её не обнаружил. Его приторно-сладкий голос вдруг становится резким и раздражённым. Говорит: что-то напутали на предыдущих УЗИ.

Я никак не комментирую слова врача. У меня даже мелькает огонёк надежды, что произошли изменения к лучшему. Иногда так бывает.

Но не могу не задать вопрос, который меня волнует: «Есть ли вероятность, что я смогу родить сама?» И слышу в ответ: «А что в случае кесарева у ребёнка не будет дня рождения?». И в добавок: «Вы думаете только о себе».

Приношу результаты УЗИ в женскую консультацию. Врач не верит своим глазам, особенно когда видит подпись лучшего в городе узиста. Просит меня согласиться ещё на одно УЗИ – перепроверить спорный момент. Соглашаюсь. Но чуда не происходит. Проблема никуда не исчезла. «Лучший узист» её не заметил.

Три отказа от госпитализации

Однажды у меня начинает «каменеть» живот. И хоть я знаю, что это нормально, мне всё равно становится страшно.

Иду на внеплановый прием к врачу и прохожу обследование УЗИ. Все показатели в норме. Но мне настойчиво предлагают ложиться в больницу и вместо того, чтобы поддержать или успокоить, пугают преждевременными родами.

Я же включаю отключённый от страха мозг и вспоминаю единственный критерий, по которому в современной медицине диагностируют преждевременные роды. УЗИ показывает, что у меня с ним всё в порядке. Поэтому на госпитализацию не соглашаюсь.

Не использую и прописанные мне ношпу и папавериновые свечи – знаю, что во многих странах эти препараты уже давно не применяются в акушерстве и гинекологии из-за своей неэффективности. Через день все неприятные ощущения проходят сами.

Во второй раз пишу отказ от госпитализации в кабинете заведующей отделением. Я хорошо себя чувствую и пришла в поликлинику на плановый приём. Мне же предлагают лечь в больницу.

Зачем? Вы угадали. Для профилактики!

И не просто предлагают, а уговаривают, настаивают, рассказывают страшные истории. Вспоминают про мой возраст – мне 31 год. Это ещё один фактор риска.

Вот только возраст в больнице не вылечат. А лежать под капельницей для профилактики осложнений беременности – то же самое, что пить антибиотики для профилактики воспаления лёгких. Пользы никакой – только вред.

Не заставляет себя ждать и третий раз, когда я снова пишу отказ. Анализ мочи показывает повышенное содержание белка. В кабинет гинеколога набивается целая толпа медиков. Пугают меня чуть ли не отказавшими почками. Кричат, упрекают, говорят, что такие, как я, сначала ни на что не соглашаются, а потом винят во всём врачей.

От стресса я не сразу вспоминаю, с чем пришла на приём, – у меня простуда. И вполне может быть, что именно она результат плохого анализа.

Убедившись, что я снова не лягу в больницу, мне назначают срочный повтор анализа. И через полчаса выясняется, что волнующий показатель только немного превышает норму.

Но мне всё равно назначают антибиотики. В инструкции указано, что их применение во время беременности допустимо, если польза для матери превышает риск для плода. Не пью, но в поликлинике не признаюсь. Моральные силы противостоять заканчиваются.

Следующий анализ показывает хорошие результаты. И что же я слышу?

– Ну вот видите, а вы хотели обойтись без лекарств.

«Самая умная»?

Мне не раз говорили, что я «умнее всех врачей», ведь, не имея медицинского образования, считаю возможным так часто отказываться от их назначений и рекомендаций. Не удивлюсь, если подобные мысли возникают и у вас, дорогой читатель.

Немного поясню.

Нет, я не считаю себя «самой умной». И медицинского образования у меня действительно нет. Но я считаю, что у меня достаточно ума и образования, чтобы искать и находить информацию в разных источниках, чтобы сравнивать, анализировать и делать выводы.

Ещё до беременности я имела несчастье убедиться, что беларусская система здравоохранения не совершенна, а врачи не всегда правы. В тот период я перелопатила тонны информации в интернете и нашла статьи акушера-гинеколога из Канады Е.П. Березовской, которые стали для меня спасением от ненужного лечения и бессмысленного хождения по врачам. Из них я узнала о разных подходах к женскому здоровью в постсоветских и западных странах. О том, что у нас до сих пор лечится то, что в мировой медицине уже давно признано нормой. О том, насколько часто назначаются препараты с недоказанной эффективностью и даже с доказанным вредом. А еще – о так называемых коммерческих диагнозах, один из которых пытались навязать и мне.

Во время беременности я никому не доказывала, что я «умнее всех». Свои решения я сверяла с рекомендациями Е.П. Березовской – врача, мнению которого доверяю и в правоте которого убеждалась не один раз. Во многом именно благодаря её книгам и статьям моя беременность прошла без лишних лекарств, ненужных медицинских манипуляций и больниц. Именно благодаря ей я не потеряла веру в то, что здорова, что со мной и ребёнком всё хорошо, что я всё делаю правильно, хоть все беларусские врачи убеждали меня в обратном. Это было невероятно сложно. Но я рада, что несмотря на страх, не поддалась давлению и мнению большинства.

Ложка мёда

Обычно говорят про ложку дёгтя в бочке мёда. Я же разбавлю свои негативные воспоминания ложкой мёда.

В Беларуси мне ни разу не отказали в приёме без записи. Ни тогда, когда я прибежала, испуганная «каменеющим» животом. Ни тогда, когда талоны были на разное время, а я просила принять, чтобы попасть на два приёма за один визит в поликлинику. Причём принимала и врач, ведущая беременность, и другие врачи в её отсутствие, и терапевт консультации, и узист.

Система страха

Вы можете спросить, почему же я пишу в основном про негативное, ведь, оказывается, было и хорошее.

Да, хорошее было. И, вероятно, не только то, о чём я смогла вспомнить. Но оно меркло по сравнению с тем страхом, который всё глубже и глубже проникал в мою душу после посещения врачей.

Почти каждый визит в поликлинику становился сильнейшим стрессом. Меня не настраивали на хорошее. Наоборот – пытались внушить, что беременность под угрозой, что без лекарств и лежания в больнице я не смогу выносить ребенка. На одном из первых приёмов мне так и сказали: «Неужели вы хотите выносить беременность сами?»

Да, я хотела выносить беременность сама. Кому же ещё её вынашивать? А меня убеждали, что без таблеток, капельниц и осмотров на кресле это невозможно.

Чем только не пугали! Даже писать подробно об этом неприятно и страшно. Если кратко – в основном преждевременными родами и связанными с ними последствиями.

Кроме того, из всех врачей, с которыми мне довелось столкнуться (а их было немало), только один сказал, что, возможно, я смогу родить сама. Все остальные не оставляли на это никакой надежды.

Три месяца беременности в Беларуси я провела в постоянном страхе, считала дни и недели до родов. Хотя бы ещё месяц, вот бы ещё немного, хоть бы до лета дотянуть… Только в начале июня, уже в Польше, я смогла спокойно вздохнуть: 37-ая неделя, ребёнок доношен.

Спойлер: родила я в конце июня, в срок.

При всём этом я верю, что беларусские врачи искренне хотели мне помочь. Они действовали в рамках медицинских протоколов и принятой в Беларуси практики. Их так учили и учат. Вся беларусская система ведения беременности такая: здоровую женщину считать больной, здоровую беременность – патологической.

Я намеренно написала о врачах в основном обобщенно – во множественном числе. У меня не было цели рассказать про конкретных людей. Я хотела описать систему, с которой столкнулась. Думаю, что в любой беларусской поликлинике ситуация выглядела бы похоже. Буду искренне рада, если вы возразите.

На прощание мне сказали:

– Мы рады, что вы уезжаете ещё больше, чем вы. Наконец-то нас перестанут дёргать.

Польша. Вроцлав

Первый визит к врачу после возвращения из Беларуси. Всё хорошо. На следующий приём – через 3 недели.

Я не могу поверить своим ушам и робко интересуюсь: а как же моя проблема?

В ответ: беременности ничего не угрожает.

За 2 последних месяца перед родами посещаю в общей сложности 3 плановых приёма и сдаю анализы.

От определения количества глюкозы в крови отказываюсь. И о чудо! Меня не заставляют, не пугают и не уговаривают. Не сбегается целый кабинет врачей и заведующая. Просто подписываю отказ. И всё!

Результат одного анализа однажды получается почти таким же, как тот, из-за которого в Беларуси меня хотели экстренно уложить в больницу и прописали антибиотики. Здесь же, в Польше, мне предлагают повторить анализ в понедельник. А разговор происходит в пятницу! Меня спокойно отправляют домой на выходные и никаких лекарств не назначают. Результат повторного анализа оказывается хорошим.

На последний приём перед родами попадаю к другому врачу. Она проводит УЗИ и тоже говорит, что всё в порядке.

Я спрашиваю, смогу ли рожать сама. Врач отвечает, что не видит причин, почему нет. Но всё же направляет меня в приёмное отделение больницы, чтобы посмотрел более опытный специалист.

На следующий день прихожу туда на приём. Ещё один врач проводит обследование и после консультации с профессором клиники акушерства и гинекологии выносит вердикт: «Препятствий для естественных родов нет».


Если вам была интересна эта статья, поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим опытом ведения беременности в Польше или Беларуси. Похожа ли ваша история на мою? Или она совсем другая и, быть может, даже противоположна? Если вы согласны с моим мнением, буду очень рада поддержке. Если есть, что возразить, тоже с интересом прочитаю. Думаю, что и другим читателям статьи будет интересно.


Источник фото для статьи: freepik.com

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Аноним:

    Интересно, что у меня впечатления наоборот. В Польше меня только пугают, постоянно обследуют на кресле, отправляют на сохранение и выписывают нелепые таблетки. И это третья моя беременность, я уже что-то в этом понимаю. А раньше, никто даже особо не смотрел, все было всегда записано со слов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *